Для того чтобы на практике отработать знания и навыки, полученные в процессе базового обучения, проводится стажировка волонтеров. Волонтеры под наблюдением тренера подготавливают и проводят в подростковой аудитории какие-либо мероприятия. После их окончания тренер, чаще всего вместе с опытными волонтерами, анализирует весь процесс подготовки и проведения работы. В ходе стажировки волонтеры могут провести несколько пробных мероприятий.
В процессе подготовки к стажировке волонтеры изучают предварительно разработанный и апробированный вариант занятия, либо вместе стренером разрабатывают программу мероприятия, представляют ее своим коллегам, проводят пробное занятие с пилотной группой (приглашенными друзьями или другими волонтерами).
Опыт российских тренеров показывает, что большинство волонтеров, даже после хорошей базовой подготовки, нуждаются в советах и помощи. Чаще всего тренеры проводят одну или несколько установочных встреч, во время которых на примере заранее составленной ими стандартной профилактической программы отрабатываются всевозможные элементы: приветствие, связки между частями программы, проведение игр, завершение программы и пр. Не менее важно провести небольшой тренинг для ведущего программы - отработать стиль ведения, уместные мимику и жесты.
Обычно волонтеры работают в парах, поэтому при подготовке к первому самостоятельному мероприятию им следует отработать взаимодействие с партнером: передачу друг другу слова, корректное исправление ошибок, импровизацию, поддержку друг друга в случае необходимости и пр.
Несмотря на то, что при базовой подготовке волонтеры и обсуждают, и проигрывают всевозможные сложности групповой работы, на установочных встречах, и особенно на репетиции мероприятия с пилотной группой, необходимо еще раз отработать возможные нестандартные ситуации: варианты пассивной, агрессивной, эмоционально возбужденной группы, некорректности подростков по отношению к волонтеру и пр.
Иногда тренеры считают необходимым поддержать волонтеров, готовящихся к стажировке. В этих случаях целесообразно провести тренинг личностного роста и сплочения, поддержания мотивации к деятельности.
При проведении ряда установочных встреч необходимо составить их график с указанием даты и темы занятия. В этот график можно включить и репетиции, и само мероприятие, и итоговую встречу по анализу проведенной работы.
На репетиции мероприятия или на презентации подготовленной программы волонтеры получают экспертную оценку своей работы от экспертной группы. В группу могут входить тренеры, опытные волонтеры, представители партнерских организаций и администраций тех учреждений, в которых планируется проводить профилактическую работу. Экспертная оценка осуществляется в соответствии с критериями: владение информацией, умение донести ее до группы; умение взаимодействовать с группой; эмоциональный настрой тренеров; коммуникация с напарником; четкость выполнения программы.
Иногда, наряду с экспертной оценкой или вместо нее, тренеры в ходе собеседования или групповой дискуссии, выясняют личностную готовность волонтеров.
Каким бы ни был результат экспертизы, волонтеры должны почувствовать поддержку тренеров и их уверенность в успехе младших коллег. Тренеры должны поощрять волонтеров, отмечая их усилия по преодолению ранее имевшихся недоработок. Разумеется, тренер должен опираться на реальные, пусть даже самые маленькие, успехи и находки своих подопечных. При таком подходе волонтер не станет фиксироваться на своих неудачах, неизбежных на первом этапе, а настроится на совершенствование работы
Кульминационный этап стажировки - проведение волонтерами своего первого профилактического мероприятия.
Главная задача тренеров при этом - наблюдать и фиксировать все достижения и недоработки волонтеров, чтобы потом, опираясь на результаты анализа, наметить пути профессионального совершенствования.
Обычно тренеры не вмешиваются без крайней необходимости в работу волонтеров, предоставляя им возможность приобрести собственный опыт самостоятельной работы с группой, пережить первый успех или первую неудачу. Иногда, впрочем, волонтеры приглашают тренера быть соведущим мероприятия, перекладывая на него часть работы и рассчитывая на его поддержку в трудных ситуациях. Выбор той или иной формы участия остается за тренером, который хорошо знает возможности своих подопечных. После «боевого крещения» волонтеров тренер анализирует вместе с ними проведенное мероприятие, в первую очередь, обращая внимание на его сильные стороны. Говоря о недостатках, необходимо предложить пути их устранения.
Итоги проведения стажировки всех волонтеров подводятся на итоговой встрече. При этом важно дать возможность волонтерам поделиться друг с другом первым практическим опытом, оценить свои ощущения, рассказать о преодолении сложностей, дать оценку самим себе. Очень часто волонтеры представляют свою работу в виде смешных сценок, составляют шуточные списки допущенных ошибок, делают коллажи из отснятых на мероприятии фотографий.
Задача тренера - подвести итоги стажировки, рассказать о достижениях волонтеров, результатах обратной связи с участниками, выразить благодарность за ответственную и очень важную работу. В конце встречи следует обсудить с волонтерами возможности их дальнейшего участия в профилактической работе среди подростков.
После стажировки волонтеры в большинстве случаев получают допуск к самостоятельной работе, то есть могут проводить профилактические мероприятия уже без помощи тренера. Однако самостоятельная работа волонтера не исключает продолжения взаимодействия с тренерами и коллегами в процессе подготовки собственных профилактических мероприятий и программ.
Для обеспечения эффективности работы волонтеров желательно организовать систему сопровождения их деятельности.
Так, организация, которая подготовила волонтеров, может сделать формальный вариант трудовой книжки волонтера - с печатью организации и подписью руководителя. Разумеется, этот документ не имеет юридической силы, но подтверждает личность волонтера и отражает пройденный им в процессе подготовки и работы путь. Трудовая книжка особенно важна, когда волонтерам приходится иметь дело с администрацией школ, лагерей отдыха, досуговых центров молодежи.
Помимо отметки о пройденном обучении и всех самостоятельно проведенных мероприятиях, в трудовой книжке волонтера можно также выделить графу «заслуги, благодарности». Подобная информация - хороший дополнительный стимул к работе, поскольку в последующем она может иметь определенное значение при поступлении на учебу или работу в профильные учреждения и организации.
Можно также сделать удостоверение, подтверждающее полномочия волонтера (пример трудовой книжки и удостоверения волонтера см. в приложении «Багаж тренера»).
Если организация, подготовившая волонтера, планирует использовать его в систематической программной профилактической деятельности, целесообразно заключить с ним контракт, в котором будут отражены его основные функции, права, обязанности и график работы. Такой документ добавляет ответственности и подтверждает серьезность выполняемой работы.
В случае если волонтер приглашается на проведение единичного мероприятия в партнерских организациях, с ним следует заключить аналогичный контракт, регламентирующий взаимоотношения организации и волонтера.
Обязательной является также подготовка рефлексивных/аналитических отчетов о каждом проведенном мероприятии. Составление такого отчета - не формальное действие, а хорошее подспорье в работе. Анализ собственной работы всегда способствует профессиональному росту волонтера, дает возможность увидеть свои достижения и неудачи. В отчет включаются не только формальные данные - место проведения, количество и возраст участников, - но и содержательные моменты: какие элементы программы удались лучше, какие - хуже, что не получилось во взаимодействии с группой, что необходимо предпринять для повышения эффективности работы. В отчете должны быть учтены данные обратной связи с участниками мероприятия, для которой используют опросники или анкеты.
На основе информации, полученной из отчетов и отзывов волонтеров, тренер (или координатор волонтерской группы) время от времени должен проводить аналитические/рефлексивные встречи. На них он вместе с волонтерами обсуждает все содержательные вопросы и проблемы, возникающие в ходе проведения мероприятий. На встречах можно отрабатывать поведение волонтеров в нестандартных ситуациях, обмениваться опытом по их преодолению, анализировать работу, совершенствовать содержание программных мероприятий. На этих встречах принимается решение о необходимости дополнительного обучения и составляется список тем для проработки.